С 1 сентября начинается новая жизнь не только у первоклашек. Самые маленькие жители города, дошкольники-трехлетки тоже начинают свою самостоятельную жизнь в детском саду.
Для каждого родителя это волнительный момент: как отдать такую кроху, привыкнет ли, полюбит ли он детский сад, найдет ли общий язык с воспитателями и детьми - все это и еще сотни вопросов волнуют родителей.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
В адаптационный период особенно важно создать атмосферу доброжелательного взаимообщения, обогащающего чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку эмоциональный комфорт.
В МАДОУ «Детский сад № 75» г.Чебоксары разработана система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.
Учитывая, что в адаптационный период ребенка в ДОУ общение со взрослыми и сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития, в своей практике мы стараемся обогатить положительный опыт общения ребенка с окружающими людьми, чтобы ребенок стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении и развитии, со сверстниками и взрослыми. В минуты вечернего времени, в индивидуальной работе интересуемся, как ребенок чувствует себя дома, в семье. Для этого используем серию игр, привлекательность которых состоит в создании условий для прикосновения с общечеловеческими ценностями и эмоциональном комфорте.
Воспитателем и психологом проводятся игры, направленные на сближение детей друг с другом: «Найди друга», «Мой друг, кто ты?», «Давайте познакомимся», «Приходи ко мне в гости, я буду угощать». В цикл занятий педагога-психолога с детьми включены также игры на познавательное развитие, релаксационные упражнения, пальчиковая и дыхательная гимнастики, игры с крупами, водой и песком.
Создавая у ребенка положительное отношение к различным видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, обеспечиваем решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряем и облегчаем протекание адаптационного процесса.
Детский сад - целая эпоха в жизни малыша. Основная задача педагогов сделать детский сад для ребенка местом, где ему уютно и хорошо, создать обстановку доверия и любви, чтобы каждый ребенок знал: «Меня ждут с нетерпением, меня любят».
Более подробно об адаптации детей к детскому саду
|