В мировой педагогической практике идея совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья прошла длительный, сложный и противоречивый путь развития. Всегда оставался актуальным вопрос о способе получения детьми с ОВЗ образования: специализированные или общеобразовательные учреждения? Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплена в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. В этом же законе понятие «инклюзия» предполагает новый тип образовательной среды, в которой для полноценного развития детей с ОВЗ создаются наиболее благоприятные условия. Инклюзивное образование – это воспитание и обучение детей с проблемами в развитии вместе с обычными детьми.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам развития сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагогов новых психологических установок на формирование у детей с ОВЗ умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
27 августа 2014 г. в рамках августовской конференции педагогических работников ДОУ г. Чебоксары на базе МБДОУ «Детский сад № 82» работала секционная площадка «Реализация вариативных моделей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ общеразвивающей направленности», в которой приняла участие учитель-логопед нашего детского сада Андреева Е.Г.
Выступления участников секционной площадки были посвящены организации инклюзивного пространства в ДОУ общеразвивающей направленности. Директор МБОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Чебоксары Чапурина Л.Н. остановилась на вопросе психолого-педагогического сопровождения и методической поддержки процессов инклюзии в г. Чебоксары. Практико-ориентированными были следующие выступления: заведующий МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары Никитина И.М. представила модель лекотеки, действующей в их учреждении с февраля 2013 г., которую посещают дети-инвалиды, в основном с ДЦП и со сложными множественными нарушениями. Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 147» г. Чебоксары Исаева О.Н. рассказала о модели инклюзивного образования детей с разными возможностями здоровья: «Детский сад для всех».
В ходе вопросно-ответной сессии участники секционной площадки обменялись мнениями и поделились опытом работы в условиях инклюзии.
|