«Коммуникация»-умение правильно говорить, вести беседу-основной показатель успешности современного человека. Сегодня большую значимость имеет речевое развитие детей дошкольного возраста по ФОГС, а правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Ребята «Кроха» испытали занимательные и полезные игры на дыхание, узнали о правильном дыхании и свойствах воздушной струи при произношении звуков.
Предлагаем игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания для занятий дома.
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха (подготовительный этап):
• «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони);
• «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты);
• «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);
• «Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке);
• «Свечка» (задувание свечи);
• «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек);
• «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т.д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу:
• «Футбол» (Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»);
• «Ветерок кружит листочки» (Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек);
• «Лошадки фыркают» (Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации);
• «Кучер останавливает лошадку» (Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр);
• «Спутник» (Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?);
• «Буря» (Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык);
• «Сдуй снежинку с носа» (С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа);
• «Ураган» (Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз);
• пускание мыльных пузырей;
• поддувание плавающих в воде бумажных корабликов;
• поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала.
Вот несколько примеров:
• Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.;
• Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.;
• Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»;
• Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
• Выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого дыхания ребёнка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).
Играйте и развивайте с удовольствием! |