Образование детей с особыми потребностями
является одной из основных задач для страны.
Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества,
где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.
Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств,
полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом
Дэвид Бланкет
Современное общество одной из приоритетных задач рассматривает интеграцию детей с ограниченными возможностями. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» на получение полноценного образования имеют право все дети, независимо от ограничений возможностей их здоровья. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные общеразвивающие учреждения и воспитываться и развиваться вместе с другими детьми.
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности включает в себя не только работу специалистов коррекционного профиля (учителя-логопеда, учителя-дефектолога), но и организацию коррекционно-развивающей предметной среды, а также эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги ДОУ: воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре – дети – родители). Особо значимым фактором для достижения положительных результатов обучения детей с ОВЗ является сотрудничество с семьями воспитанников, т.к. эффективность коррекционно-развивающей работы повышается при условии активного и систематического закрепления полученных знаний и умений, что возможно только при участии родителей.
В целях оказания действенной помощи семье в вопросах развития речи дошкольников в МАДОУ «Детский сад № 75» учителем-логопедом Андреевой Еленой Геннадьевной открыт клуб для родителей «Мы вместе». Кроме того, двери логопедического кабинета открыты и для родителей, дети которых не посещают ДОУ (консультативная помощь).
Увлекательные практические занятия «Мы вместе» проводятся в различных формах: индивидуальное консультирование, индивидуальные или мини-подгрупповые практикумы, круглые столы, логопедические мини-тренинги «Занимаемся вместе с мамой» и др.
5 февраля 2015 года учителем-логопедом Андреевой Е.Г. проведен тренинг-практикум, в ходе которого родители совместно с детьми обучались элементарным навыкам самомассажа кистей и пальцев рук с помощью шариков Су-джок, тренировались в правильном выполнении артикуляционных и дыхательных упражнений, знакомились с приемами биоэнергопластики (система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движением кистей рук). Использование совместных движений речевого аппарата и кистей рук в работе с детьми дошкольного возраста с недоразвитием речи развивает органы артикуляции, формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы. В результате биоэнергопластических упражнений улучшается не только речь ребенка, но также память и внимание.
Артикуляционные упражнения, отработанные с родителями и детьми во время практикума, были направлены не только на развитие точных и координированных движений языка, но и на растягивание подъязычной уздечки, патология которой достаточно часто встречается у дошкольников и ведет к нарушению произношения звуков верхнего подъема ([ш], [ж], [р]). Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит и то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Короткую уздечку можно растянуть с помощью специальных упражнений, предложенных родителям на тренинге-практикуме.
Необходимо отметить, что такие регулярные занятия способствуют повышению заинтересованности родителей в вопросах речевого развития детей, выработке активной позиции сотрудничества с учителем-логопедом, и в результате – значительной положительной динамике в развитии речи дошкольников.
Родители, чьи дети не посещают дошкольное учреждение, получают консультативную помощь учителя-логопеда и рекомендации по проведению игр и домашних занятий, направленных на развитие и активизацию речи своих малышей.
|