Основными принципами организации рационального питания детей в дошкольных учреждениях являются обеспечение достаточного поступления всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма, соблюдение определённого режима питания, а так же выполнение установленных правил технологии приготовления блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.
В организации питания ребёнка раннего и дошкольного возраста большое значение имеет соблюдение определённого режима. Промежутки между отдельными приёмами пищи должны быть длительностью в 3,5-4часа-времени, в течение которого в среднем происходит процесс желудочного пищеварения.
Важно также предупредить родителей о том, чтобы утром, до отправления ребёнка в дошкольное учреждение, его не кормили, так как это нарушает режим питания, и приводит к снижению аппетита.
Поведение за столом
У французов есть поговорка: «Аппетит приходит во время еды». Как большинство народных поговорок, она основана на жизненном опыте: запах и вид вкусной пищи действительно усиливает аппетит. Вы, по себе знаете «как текут слюнки» при виде лакомого блюда. Но не всякая пища действует на организм одинаково. Чем «аппетитнее» выглядит тарелка с едой, чем вкуснее пища пахнет, тем сильней разыгрывается аппетит. Почему, например, не следует крошить котлету? Не только потому, что раскрошенная пища быстро стынет и становится невкусной. Сам вид размазанной по тарелке котлеты не очень аппетитен.
Сервировка стола
Прежде, чем пригласить гостей к столу, обязательно накрыть его, расставить тарелки, столовые приборы положить салфетки. Скатерть в особо торжественных случаях должна быть белой. На тарелку кладут салфетку. Справа от тарелки кладём вилку нож- остриём к тарелке и ложку – углублением вверх. Слева от тарелки кладём вилку, зубцами вверх, если вам принесли цветы или торт, их можно поставить на стол. Не дорого и красиво выглядит стол с бутербродами. Их легко приготовить и подать. Бутерброды должны быть маленькими и невысокими. Очень вкусны и красивы помидоры, маринованные грибы, солёные огурцы. Нарежьте их дольками или кружками и положите на бутерброды. Приготовьте 3-4 варианта (с маслом, сыром, колбасой, рыбой, разложите их рядами на блюдцах. Пусть на каждом блюде окажутся различные виды бутербродов, так будет эффективнее и красивее.
Пытка едой
Вы слышали когда -нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детёнышей встречаются такие, которые сидят грустные и бледные, роняют слёзы в тарелку и совершенно, ну ни капельки не котят есть.
Родители же стремятся скормить ребёнку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого «За маму, за папу…» до жесткого «Пока всё не съешь, из-за стола не выйдешь».и если ненавистная каша и котлета всё-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и всё в порядке. А потом?.
Пользы для здоровья от кормления через силу никакой. Исследования, проводившиеся в США, показали что дети, которых кормят насильно, впоследствии чаще страдают нарушениями в работе желудочно- кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.
Формирование культуры трапезы
У каждого малыша есть свои привычки и вам придётся считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс.
- можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира
- нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей
- попросить малыша только попробовать блюдо
- замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.
На что надо обращать внимание во время еды:
- последовательность блюд должна быть постоянной
- перед ребёнком можно ставить только одно блюдо
- блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным
- полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережёвывать
- не надо разговаривать во время еды
- рот и руки- вытирать бумажной салфеткой
Чего не следует допускать во время еды:
- громких разговоров и звучание музыки
- понуканий, потарапливания ребёнка
- насильного кормления или докармливания
- осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов
- неэстетеческой сервировки стола, некрасивого оформления блюд
После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.
Как не надо кормить ребёнка
Семь великих и обязательных «не»:
1. Не принуждать! Пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психологический.
2. Не называть! Насилие в мягкой форме уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения.
3. Не ублажать! Еда – не средство добиться послушания и средство наслаждения: еда –средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить, только от здорового аппетита.
4. Не торопить! Еда –не тушение пожара. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове.
5. Не отвлекать! Однако если ребёнок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит он не голоден.
6. Не потакать, но понять! Нельзя позволять ребёнку есть, что попало и в каком угодно количестве. Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.
7. Не тревожиться и не тревожить! Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребёнок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно- так, только так!
|