Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.
Метод «наблюдение» позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Поэтому наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.
Ребята старшей группы «Непоседы» (2 корпус) вместе с воспитателем Терентьевой Е.И. и младшим воспитателем Егоровой Т.А. систематически совершают прогулки в дубовую рощу около детского сада, где проводят длительное наблюдение за объектами природы. На недавней прогулке в рощу детям удалось понаблюдать за поведением синицы, воробья, голубей и белки. Всеобщее удивление вызвали кормушки для птиц: дети узнали, что синички очень любят лакомиться салом. Также ребята самостоятельно сделали выводы о совершенно разном поведении птиц: голуби и воробьи совсем не боятся людей и сами подлетают к человеку за едой. Синицы же очень пугливые и бояться даже человеческого голоса. Было решено совершать такие прогулки почаще, чтоб подкармливать птиц и белок, которые в зимнее время страдают от отсутствия еды.
|