Для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир,
который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности
К.Д. Ушинский
Одним из интегрированных направлений социально-личностного и познавательно-речевого развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. Ребенок дошкольного возраста повсюду сталкивается с трудом взрослых (в семье, в детском саду, в доступном общественном окружении) и пользуется его результатами. Чтобы это пользование не превратилось в потребительское отношение необходимо последовательное и систематическое ознакомление детей с трудом взрослых сначала в ближайшем окружении, а впоследствии и за пределами семьи и дошкольного учреждения. В дошкольном возрасте появляется потребность жить одной жизнью со взрослыми, активно входить в жизненное пространство человеческого сообщества и действовать в нем. В этот период ребенок стремится освоить деятельность взрослого, понять ее смысл и потому дошкольное детство является сензитивным для формирования у детей представлений о труде взрослых.
В процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования дети получают систематизированные знания о труде взрослых, на основе которых формируется уважение к человеку труда и труду, к его результатам, бережливость и аккуратность.
Одними из самых эффективных форм образовательной работы с детьми по данному направлению являются экскурсии для дошкольников, которые не только позволяют знакомить детей с трудом взрослых, но и помогают осознать его нравственную и социальную значимость.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, происходит обогащение знаний об окружающем мире. Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.
В рамках реализации информационного проекта по формированию целостных представлений о профессии повара у детей старшего дошкольного возраста «Веселый повар» воспитанники старшей группы "Родничок" совершили экскурсию на кухню нашего детского сада. В течение целой недели ребята готовились к экскурсии, изучали особенности работы поваров детского сада. Мальчики и девочки подготовили настоящее интервью: ребятам очень хотелось узнать, с чем связан выбор профессии, что в ней особенного и интересного, придумывают ли повара сами свои авторские блюда.
Дети восхищались теми превращениями, которые происходили в результате труда поваров: обычные продукты превращались на их глазах во вкусный суп, в ароматный компот и аппетитную кашу! Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
|